Судно-подводно технических работ и мониторинга

Назначение судна.
Обустройство и обеспечение функционирования морских нефтегазопромыслов, строительство и эксплуатация подводных трубопроводов, включая:
· установку конструкций на морское дно, монтаж подводного оборудования;
· инспекцию и ремонт подводных сооружений;
· диагностику, обслуживание и ремонт скважин с подводным заканчиванием;
· обслуживание подводного нефтепромыслового оборудования;
· инспекцию и ремонт трубопроводов;
· работы по намыву и размыву донного грунта;
· обследование морского дна и инженерно-геологические изыскания;
· попутные гидрометеорологические исследования;
· участие в операциях по оказанию помощи аварийным подводным лодкам.
Классификационное общество и районы эксплуатации.
1. Судно спроектировано в соответствии с требованиями Правил Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС) и отвечать требованиям всех международных Правил, Конвенций, Кодексов и Норм для таких судов.
2. Класс РМРС:
КМ µ Arc7 PC4 [2] AUT1-ICS FF2WS DYNPOS-3
EPP ANTI-ICE ECO-S SDS≥60 MS
Multipurpose Subsea Construction Vessel
3. Район эксплуатации – неограниченный.
4. Категория ледовых усилений Arc7 обеспечит судну возможность безопасной круглогодичной эксплуатации в режиме свободного плавания (без ледокола) в толстом однолетнем льду в районах существующих и перспективных нефтяных и газодобывающих промыслов в Баренцевом, Печерском, Карском, Охотском и Японском морях.
Кроме того, судно снабжено специальными конструкциями и оборудованием для обеспечения эффективной защиты от обледенения – знак ANTI-ICE в обозначении Класса РМРС.
Особенности эксплуатации. Вариантность разработки.
Учитывая особенности эксплуатации судна в районах с различными глубинами, в составе проекта проработаны 2 варианта МСПТИР:
· для эксплуатации в глубоководных районах моря (основной вариант);
· для эксплуатации преимущественно в мелководных районах – Печерское море, Обско-Тазовская губа – с глубинами менее 15…20 м (дополнительный вариант).
Позиционирование.
Судно имеет возможность:
· двигаться и управляться в диапазоне скоростей хода от полного до самого малого;
· удерживаться на месте с высокой точностью при выполнении подводных работ;
· выполнять работы по основному назначению при воздействии ветра скоростью до 15 м/с, волнения высотой до 6 м и льда сплоченностью 6...8 баллов.
Для реализации этих возможностей судно оборудовано системой динамического позиционирования (СДП) для дистанционного автоматизированного управления пропульсивными механизмами согласно классу DYNPOS-3 РМРС (Class 3 IMO), обеспечивающей максимальное резервирование «на отказ» пассивных и активных элементов СДП.
Главная энергетическая и пропульсивная установка.
1. Главная энергетическая установка – дизель-электрическая, на переменном токе с асинхронными гребными электродвигателями, работающими на азимутальные винторулевые колонки. Управление – через частотные преобразователи.
2. В качестве основной пропульсивной установки будут предусмотрены полноповоротные винто-рулевые колонки с винтами фиксированного шага.
Для обеспечения функционирования СДП на основных эксплуатационных режимах судна, маневрирования на малых ходах предусмотрены подруливающие устройства:
· носовые и кормовые типа «винт в трубе»;
· азимутальные (в том числе выдвижные).
Средства связи и навигации.
Состав радиооборудования и навигационного оборудования соответствует Правилам по конвенционному оборудованию морских судов РМРС (с учетом дублирования оборудования), а также требованиям SOLAS – 74 в части использования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ) для районов А1, А2, А3 и временным пребыванием в районе А4.
Технологическое, изыскательское и поисковое оборудование.
Для обеспечения выполнения своих основных функций МСПТИР снабжено самыми современными технологическими, изыскательскими и поисковыми комплексами разработки ведущих российских предприятий:
- Оптико-электронной системой гидрооптических дистанционных и контактных методов и средств освещения подводной и надводной обстановки вертолетного, корабельного и подводного базирования (разработка ФГУП «НПК «ГОИ им. С.И. Вавилова)
- Комплексом подводного робото-технического оборудования, который будет включать в себя привязные телеуправляемые и автономные обитаемые и необитаемые подводные аппараты (разработки ОАО «Концерн «МПО - Гидроприбор», ОАО «СПМБМ «Малахит», «Института морских технологий» ДВО РАН).
- Комплексом оборудования для диагностики, обслуживания и ремонта скважин с подводным заканчиванием типа WIS (Well Intervention System).
- Сменным труборемонтным комплексом, предназначеным для ремонта магистральных и промысловых трубопроводов (в том числе гибких).
- Комплексом сменного оборудования для перемещения донного грунта.
- Комплексом инженерно-геологического и гидрометеорологического оборудования, включающим Глубоководную автоматизированную систему отбора керна типа DWACS (Deep Water Automated Coring System).
- Стационарным глубоководным водолазным комплексом для работы водолазов на глубинах до 350 м.
Основные элементы МСПТИР
Районы эксплуатации |
Глубоководные районы моря |
Мелководные районы моря с глубинами менее 15…20 метров |
Вариант судна |
I (основной) |
II (дополнительный) |
Длина наибольшая, Lнб, м |
145 |
95 |
Длина расчетная, L, м |
135 |
87 |
Ширина, B, м |
27 |
21 |
Высота борта, H, м |
12 |
5 |
Осадка максимальная, Tmax, м |
9 |
4 |
Водоизмещение (при Tmax), т |
ок. 24 000 |
ок. 5 500 |
Мощность энергетической установки, NeΣ, кВт |
ок. 25 000 |
ок. 6 500 |
Скорость, V, узлы |
до 18 |
до 13 |
Боковые виды обоих вариантов МСПТИР приведены одном масштабе для сопоставления их габаритов.
Боковые виды двух вариантов МСПТИР
Схема разбивки корпуса и надстройки МСПТИР на транспортно-монтажные блок-модули
Характеристики транспортно-монтажных блок-модулей корпуса и надстройки МСПТИР
№№ блоков-модулей |
Наименование боков |
Масса блоков, т (ориентировочно) |
Примечания |
1. |
Носовая оконечность корпуса |
1000 |
Изготавливается на головном заводе |
2. |
Центральная часть корпуса |
4000 |
Ширина 14,1…16,5… (в зависимости от места сборки – Балтийское или Белое море) |
3. |
Центральная часть корпуса. Левый борт |
1000 |
Транспортируются в состыкованном виде |
4. |
Центральная часть корпуса. Правый борт |
1000 | |
5. |
Кормовая оконечность корпуса |
1000 |
Изготавливается на головном заводе |
6. |
Носовая оконечность надстройки |
500 |
Изготавливается на головном заводе |
7. |
Центральная часть надстройки. Левый борт |
500 |
|
8. |
Центральная часть надстройки. Правый борт |
500 |
|
9. |
Кормовая часть надстройки |
300 |
|
10. |
Рубка |
200 |
|
|